вторник, 21 июля 2009 г.

Плата за вход и бонусы в гипермаркетах отменяются

НОВЫЙ ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ ЗАЩИТИТ ПОСТАВЩИКОВ, А ТОРГОВЫЕ СЕТИ ОГРАНИЧИТ В ДОМИНИРОВАНИИ В РЕГИОНАХ

В Госдуму внесена итоговая редакция закона "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ". По мнению татарстанских экспертов, новый законопроект с одной стороны облегчит вход продукции местных производителей на полки розничных сетей, а с другой может ограничить развитие сетевой торговли. Но есть и сомнения – некоторые считают, что поборы с поставщиков могут приобрести разнообразные скрытые формы.

РУКА ПРЕМЬЕРА

Своим стремительным прохождением через многочисленные процедуры согласования (кстати, новая редакция до сих пор не получила согласования у минфина, минсельхоза и минюста) новый законопроект обязан российскому премьеру Владимиру Путину. Он в июне провел специальное совещание с участием крупнейших розничных сетей и ассоциаций производителей по вопросам регулирования розничных рынков, которое неожиданно для его участников переместилось в один из московских гипермаркетов, где Путин на месте лично изучил схемы ценообразования.

8 июля законопроект был с дополнениями и замечаниями федеральной антимонопольной службы и минэкономразвития передан в минпромторг. Первое его чтение должно состояться уже в июле, в сентябре закон может быть принят, а в силу он вступит 1 января 2010 года.

Столько пристальное внимание правительства к вопросам ритэйла эксперты объясняют тем, что вопросы продовольственной безопасности, особенно в условиях кризиса, становятся для власти стратегическими.

БЕЗ СКИДОК И ПЛАТ ЗА ВХОД

Новый закон "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" предусматривает единственный вид скидок — в зависимости от объема приобретенного товара. В прошлое уйдут и такие нелюбимые поставщиками санкции как плата "за вход", плата за изменение ассортимента поставок, возмещение убытков от порчи товара, даже когда он уже перешел в собственность сети.

По мнению экспертов, одним из наиболее важных положений законопроекта является установка жестких сроков возврата средств за поставленную продукцию. Так, по сообщению газеты RBC daily , продовольственные товары со сроком годности менее десяти дней, а также замороженное мясо курицы, свинина и говядина подлежат оплате в течение десяти рабочих дней; продовольственные товары со сроком годности от десяти до 30 дней — в течение 30 рабочих дней; продовольственные товары со сроком годности от 30 дней, за исключением алкоголя и табака, — в течение 45 рабочих дней. Алкогольная и табачная продукция, жевательная резинка и консервы сети должны оплачивать в течение 75 рабочих дней. Что интересно, включение жвачки и консервов в последнюю категорию продуктов настояли сами ритэйлеры. Сами производители предлагали срок до 45 дней.

БОЛЬШЕ 25 НЕ СОБИРАТЬ

Сюрпризом стала для торговых сетей появление накануне внесения законопроекта в Госдуму новой статьи, которая фактически накладывает ограничения на развитие ритэйла. Согласно статье 16 "Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов" розничные сети с оборотом свыше 1 млрд. рублей не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет 25%.

Правда, эти ограничения не распространяется на сделки, совершенные до вступления закона в силу, т.е. до 1 января 2010 года.

Напомним, что сегодня согласно антимонопольному законодательству компании могут охватывать лишь 35% рынка.

Ритэйлеры считают, что под новые ограничения попадут около 200 торговых сетей.

Так, по мнению председатель совета директоров компании АБК Владислава Егорова, сеть с оборотом 1 млрд. рублей может состоять из 200 магазинов у дома или 30 супермаркетов или даже один гипермаркет. Исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис считает, что годовой оборот в размере 1 млрд. рублей — обычный показатель для сети из пяти-шести магазинов.

Мнение экспертов

Каким образом новый закон повлияет на деятельность торговых сетей и производителей в Татарстане? Газета "БИЗНЕС Online" обратилась с этим вопросам к экспертам и участникам рынка.

Владимир Голяков - коммерческий директор Казанского булочно-кондитерского комбината:
- Мы можем только приветствовать появление нового закона. По сути, это спасение для нас, производителей. Конечно, в том случае если этот закон будет работать. Каждый год торговые сети спускают нам новый договор, и каждый год это договор более жесткий. Так сегодня прекратили работу с татарстанским франчайзи Пятерочки. Они просто выламывали нам руки. С Реалом мы уже работаем на нулях. С новым законом, который оговаривает жесткие сроки возврата средств за поставленную продукцию, позволит поставщикам увеличить оборачиваемость.

Марсель Шамсутдинов - экс-владелец торговый сети "Райдэн":
- Думаю, что все эти ограничения на бонусы и платы за вход все равно останутся. Просто их назовут по другому - подарок ко дню рождения директора, добровольный взнос на реконструкцию торгового центра или оплата дочерней фирме за маркетинговое исследование. Торговые сети контролируют до 40% рынка, и поставщик платит им за право попасть к этой части потребителей. В этом случае регулировать отношения можно только с помощью конкуренции. А вот ужесточение сроков оплаты – это может стать реальной мерой помощи для поставщиков
Что касается ограничения сетевой торговли, то здесь возникает вопрос, как будут определяться доля рынка рынки. К примеру, в маленьком городке вы открыли три магазина и уже владеете 100 процентами рынка.

Игорь Шевелев - директор по маркетингу и рекламе торговой сети "Бахетле":
- В нашей сети нет никаких маркетинговых бонусов, ни плат за вход или иных дополнительных платежей для поставщиков.
Если говорить об ограничении сетевой торговли, то сегодня в Татарстане ни один розничных игроков не приблизился по доле рынка даже к отметке 20%. К тому же думаю, что ритэйл будет искать обходные пути. К примеру, сети "Пятерочка", "Карусель", "Перекресток", входящие в Х5, сегодня работают как самостоятельные юрлица. Вообще, любое ограничение конкуренции, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приводит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий