
Главную роль в «Разомкнутых объятиях», разумеется, играет Пенелопа Крус, нынешняя муза режиссера. Фильм был представлен на последнем Каннском кинофестивале, признанном в этом году небывалым по количеству знаменитых имен в конкурсе. Приз фильм так и не получил, и в копилке любимца публики и интеллектуалов Альмодовара по-прежнему не хватает «Золотой пальмовой ветви».
Девушка переводит через дорогу пожилого слепого господина по имени Матео Бланко, известного режиссера, соглашается почитать ему газету, в ходе читки пожилой господин с деловитой мягкостью совращает девушку, предварительно прослушав от нее информацию о смерти некоего прославленного богача (кстати, недавно приходил к нему какой-то напористый гей, оказавшийся сыном того самого богача, но слепой господин его решительно отшил, не желая возвращаться к воспоминаниям минувших дней). Девушка уходит, к пожилому господину заглядывает пожилая дама по имени Джудит, а затем и ее кудрявый сын Диего. Матео рассказывает Диего, как когда-то в ходе съемок познакомился с начинающей актрисой Магдаленой, влюбился в нее, а она, соответственно, в него, но она была любовницей инвестора, того самого недавно почившего богача. Инвестор ревновал страшно, заставил собственного сына снимать о съемках фильма документальный фильм, а потом смотрел и разбирался во взаимоотношениях актрисы и режиссера при помощи специалиста по чтению по губам. Любовники сбежали, закончив фильм, а инвестор изуверски отомстил им, смонтировав картину из самых неудачных дублей. Пока шла премьера, Магдалена и Матео попали в аварию, она погибла, а он ослеп. Рассказав все это, пожилой господин решает, что жизнь продолжается, звонит тому самому напористому гею, вдвоем они стряхивают пыль со старых пленок и монтируют тот вариант, который и превратит отстой в шедевр. И ведь еще предстоит узнать о роли напористого гея в той давешней автокатастрофе.
Это, конечно, не лучший фильм Альмодовара, но он все равно особого порядка, никакого сравнения даже с просто хорошей кинопродукцией. Есть тут и следы его фирменной пряности — слезы, капающие на помидор, раскачивающаяся сигарета во рту Пенелопы Крус, наблюдающей за спящим ненавистным богачом и размышляющей, помер он уже или еще нет. Или россыпь комического абсурда — от «здесь же никого нет», произносимого честно глядящим в оператор-скую камеру эпизодическим персонажем, до идеи снять кино о вампирах, захвативших власть в Испании и осевших в фирмах по производству крема для загара, или бесконечные трюизмы по поводу секса. Есть и вечный интерес Альмодовара к характеру любви, ее многочисленным проявлениям: сын магната безответно любит отца-гомофоба, а еще, кажется, влюблен в режиссера, по которому безнадежно страдает и Джудит; несчастный магнат любит вероломную Магдалену. Такова жизнь — любовь жестока к тем, кто не попал в ее круг. В точку, соответственно, и упоминания о самом фатальном фильме о любви, «Лифт на эшафот» Луи Маля, и черно-белые кадры с Ингрид Бергман (в честь которой даже сорт розы назван, а розу в честь кого попало, понятное дело, не назовут).
В финал вмонтирован масштабный кусок того самого «фильма в фильме», репетиции которого зритель урывками смотрел все два часа (подобный прием для режиссера тоже явление частое). «Удачный монтаж» меняет не только судьбу картины Матео Бланко, но и градус фильма самого Педро Альмодовара. Гомерическое нечто под названием «Девушки и чемоданы» очень похоже на то, что он обычно снимал два десятилетия назад и за что заслужил пылкую зрительскую любовь. Диалог Пенелопы Крус с подругой, социальной активисткой, которой в наследство от любовника достался чемодан кокаина, и она думает, что, конечно, частично пристроит наркоту товарищам по партии, но куда же девать остальное, — на фоне этого фарса и разгоралась трагедия любви, и словно вернулись времена, когда бешеная Виктория Абриль носилась по городу на мотоцикле и в каску ее была встроена камера, и это было бы смешно, если бы не было так ужасно. В итоге — невероятный по уровню честности фильм о времени и о себе: да, вот какой я был, а вот какой я сейчас, ну и что, всякое бывает, изменится и это, фильмы надо заканчивать, даже вслепую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий